Журнал bazaar.ru:
"Пожалуй, ни одно животное не встречается в произведениях искусства так часто, как лошади. Это не удивительно: грация и величие этих созданий служили и служат вдохновением не только для художников и писателей, но и для арт-кураторов. Именно поэтому часть старинного московского особняка, где располагается Галерея 9/1, на время превратилась в самую что ни на есть настоящую конюшню. Несмотря на камерное пространство, экспозиция EQUUS (что переводится с латинского как «конь») получилась весьма масштабной. Пять залов и приусадебный двор посвящены разным «лошадиным» тематикам: «У порога», «Мифы, легенды, сказки», «Стихия», «Мой ласковый и нежный...» и «Красота и величие». Все скульптурные композиции концептуально распределены. Вполне логично, что «Жеребенок» находится в зале «Мой ласковый и нежный...», а генералиссимус Суворов на коне – в «Красоте и величии». Выставка открыта до 27 июля. "
http://www.bazaar.ru/culture/diary/vystavka-equus-v-galeree-9-1/
Репортаж об открытии выставки EQUUS
Лошадь сказала, взглянув на верблюда:
"Какая гигантская лошадь-ублюдок".
Верблюд же вскричал:
"Да лошадь разве ты?!
Ты просто-напросто - верблюд недоразвитый".
И знал лишь бог седобородый,
что это - животные разной породы.
(В.В. Маяковский,1928 год)
27 марта в нашей Галерее 9/1 состоялось торжественное открытие необычной выставки «EQUUS» (латинское – «конь»), посвященной прекрасным и величественным лошадям – удивительным животным, имеющим в истории человечества важнейшее значение. Уникальность выставки отметили все участники церемонии открытия – приглашенные гости и авторы, представившие на в ней свои работы.
В отличие от подобных мероприятий, открытие этой выставки происходило в невероятно теплой и дружеской атмосфере без грома музыки, пафосных речей, рассаженных гостей и разрезания лент. В течение получаса приглашенные гости открывали заветную калитку старинной усадьбы Полежаевых-Зубовых, проходили в фойе особняка, приветствовали хозяев и друзей, и с удовольствием знакомились с новыми людьми.
Несмотря на поздний вечерний час и естественное чувство голода, гости первым делом желали посмотреть выставочные залы, где красовались всевозможные лошадки разных форм, возрастов размеров, выполненные в бронзе, металле, гипсе, керамике и даже из конского волоса. Лишь насладившись осмотром выставочных залов, гости переходили в комнату с накрытыми столами. Повсюду в доме стояло лошадиное лакомство - красочные ведра с румяными яблочками и россыпи сладких сушеных яблочных долек.
На втором этаже дома, возле старинного зеркала играл на рояле пианист, а гости неспешно прогуливались по анфиладам комнат, оживленно обмениваясь впечатлениями от увиденного.
В музыкальной гостиной не было традиционных рядов стульев, и в этот день она больше напоминала бальную залу, наполненную людьми. Хозяйка дома и создатель выставки «EQUUS» Мария Александровна Соколова пригласила всех желающих в зал, чтобы авторы работ и гости поделились своими ощущениями о выставке. Сама хозяйка рассказала о том, как пришла идея выставки, почему именно тема лошади привлекает сегодня все больше и больше внимания и поведала об истории изображения лошади в разные времена художниками и скульпторами.
Директор Государственного музея-усадьбы «Архангельское» Андрей Евгеньевич Бусыгин поделился своими яркими и эмоциональными впечатлениями от выставки. Он сказал о том, что лошадь настолько трудна для изображения, что даже копию на свою работу с изображением лошади, художник не может в точности изобразить дважды. Лошадь не стоит на месте как может стоять натурщик, она все время в динамике и движении, если не спит. Поэтому процесс изображения лошади считается в мире искусства нелегким и виртуозным занятием.
Известный российский скульптор Дмитрий Никитич Тугаринов, чьи необычные работы представлены на этой выставке, сказал о том, что прежде лошадь постоянно была бок о бок с человеком. Она была единственным средством передвижения, без нее невозможны были военные маневры, с помощью лошади перевозили грузы. 19 век принес России железную дорогу, 20 век – авиацию, космос и автомобили, которые полностью заменили человеку лошадь. Скульптор вспомнил о том, как еще студентом он учился неподалеку отсюда, в Суриковском институте, в котором сейчас преподает, и по Товарищескому переулку двигались гужевые обозы с запряженными в них тяжелыми кобылами. Как профессионал он отметил, что образ лошади прежде был повсюду и художнику было легче изобразить повседневность. Теперь лошадь почти экзотика и изображать ее гораздо сложнее, чем и ценны сегодняшние работы на выставке.
Знаменитый отечественный скульптор Александр Владимирович Цигаль обратил особое внимание на то, что устроители выставки Соколовы дали возможность представить зрителю не только работы известных мастеров, но и их молодых и талантливых учеников, что сегодня является редкостью и везением. Многие из представленных работ выставлены впервые широкой публике. Интересно еще и то, что практически все выставочные экспонаты можно не только посмотреть, но и приобрести при желании по окончании срока экспозиции.
В завершении студенты 4 курса Школы-студии МХАТа прочитали приглашенным стихи выдающихся мировых поэтов о лошадях.
И если б человек увидел
Лицо волшебное коня,
Он вырвал бы язык бессильный свой
И отдал бы коню. Поистине достоин
Иметь язык волшебный конь!
(Н.А. Заболоцкий, 1926 год)
Под куполом Шинкеля
Даже самая видная писательница-антифашистка ГДР Анна Зегерс чувствовала тягу к иносказанию и мифотворчеству. В 1973 году она записала «Предания о неземных пришельцах»:
«имеются ли на звезде Земля подобные куски дерева, иными словами- в этом он не сомневался - будущие фигуры, и если имеются, то для чего они служат…» Зегерс повествовала о сверхсуществах, примеривших на себя человечью личину и поглощенных призванием к искусству, как к питанию из бесконечного резерва умственной Вселенной. На момент создания рассказа подростку из российской глубинки, откуда, по Гоголю «хоть три года скачи, до границы не доскачешь», трудно было представить картинное будущее: построят в городе его детства большой музей современного искусства, и найдется там место и его трудам. Изваяния эти прибудут из заграницы, потому как сила мысли пробила путь социальной свободе; хайдегеровское Zeit раскрошило железобетон, казалось бы, незыблемо зловещей Стены. В связи с последним этнический немец и дипломированный живописец Владимир Генрихович Анзельм обрел новую старую родину.
Ранее, в период обитания во взыскательной среде московского сквота на Бауманской, Анзельм уже обращался к теме национальной идентичности; делал это вдохновенно, подкрепляя качество чтением только что напечатанного Юнгера. Серой гуашью, на бельевой ткани, что на ощупь как армейское исподнее, им писались сцены сражений на Восточном фронте. Серию можно отнести к «каденциям» на известного «дядю Вилли», какового лишь канонизированный при жизни «Юпитер», то есть Герхард Рихтер мог себе позволить и иметь успех. Но нашему герою не пришлось воссоздавать себе «эзопов язык», политически последовательным прибежищем для него стали громоздкие сооружения эпохи тоталитаризма, в том числе и нереализованные, о чем он сделал несколько живописных выставок. При переезде же в Берлин и поездках в Потсдам он был покорен творениями одного гения, и, надо полагать, именно под куполом Шинкеля в Альте-Музеуме родилась идея перехода от испытанной плоскости простой холстины к таинственному трехмерному. Не стоит причислять новые произведения к жанру скульптуры, это - некие рукотворные кристаллы, подобно тем, какие годами выводят в Институте космических исследований. Виртуальный «душеприказчик» высоких шинкелевских сфер, Владимир Анзельм проектирует и строит трудоемкие объемы, технологии которых, впрочем, ближе к процессу в алхимической лаборатории, трактатам Беме и лечению частицами элементов по Ганеманну. А строгость классицизма, поэтика «Вольного стрелка» фон Вебера, все закаты, зарева и всполохи Европы двадцатого века лежат на работах подспудно, невидимой патиной, полученной в процессе почти эпического ритуала по их созданию.
Для персонального проекта «Мифозрение» (Mythsight) в рамках Параллельной программы 5-ой московской Биеннале Анзельм по-прежнему многоэтапно претворял различное сыпучее, горючее и тлеющее. Переработка им природных структур и культурных миров дает в сухом остатке продукт, могущий быть только «здесь и сейчас». Изобразительная реформа, проделанная художником над вневременными образами, вызывает дух зачинателя либерального богословия, одного из создателей берлинского Университета Фридриха Шлеймахера, возводившего философскую башню из этажей Просвещения, пиетизма, немецкого идеализма и романтизма. Галерея 9/11 вместе с приглашенным куратором, знатоком творчества художника Марией Сигутиной огранила и вставила экспозицию в старинную оправу сводов умело отреставрированного особняка Зубова. Окаменевший лебединый взмах королю-меценату Людвигу Баварскому - «Крыло», музейного значения «Череп льва», или «соляные копи», распределенные в особом эзотерическом рисунке прямо на полу, нашли точное место, отчего выставка как единое целое из заданного пространства, произведения и метода его экспонирования стала запоминающимся проектом 2013 года.
Аня Ольденбург
Ускользающий миф…
Не так давно одна из моих знакомых, высокообразованный человек, всю жизнь работающий в сфере искусства, назвала скульптуру «маргинальным видом искусства». От этих слов я испытала искреннее недоумение сродни лёгкому шоку, так как я живу и дышу внутри этого «пространства скульптуры» и плохо представляю себя вне его. Тем не менее, здесь есть над чем задуматься, хотя причины этого явления лежат на поверхности. Много слов уже сказано исследователями о том, что «скульптура – не живопись», ей не свойственны быстрые реакции на меняющийся вокруг мир по ряду субъективных причин, характерных для скульптуры, как специфического вида искусства. Это и многозатратность изготовления скульптурного произведения, и сложность его создания, и длительный период времени от рождения идеи до ее воплощения в материале. Одним словом, скульптура в каком-то смысле инертна, оттого ей сложно «достучаться» до зрителя, того, кому она непосредственно адресована. И, тем не менее, она коннотируется со своим временем, в каждый из периодов словно заново переживая своё рождение.
Художник и время – эта тема актуальна во все эпохи и для всех видов искусства, но особенно болезненной она была и остается для скульптуры в силу вышеозначенных причин. Проект, который состоялся и, надо признать, очень успешно, в «Галерее 9/1» в Москве – «Чего изволите? Художник на госзаказе» - вскрывает именно эту проблему сложных взаимоотношений художника со временем, причем в различных ее аспектах. Акцент сделан на творчестве одного из ярких представителей в скульптуре советской эпохи - Леонида Берлина. Очень точно подмечены Павлом Николенко, куратором выставки, многие нюансы так называемых «творческих стратегий» большинства представленных в экспозиции авторов. Пожалуй, трудно согласиться лишь с одним утверждением, касающимся именно Л. Берлина: что нет ничего общего у скульптора между работами «на заказ» и, так называемыми, «творческими». Безусловно, при более пристальном всматривании, мы обнаружим, (не взирая на явные жанрово-тематические различия), общность композиционных построений, характерную манеру работы с материалом, специфическую моделировку лиц персонажей – т.е. те черты, которые характеризуют чисто авторский стиль. Ведь именно к такому выводу - о сложности внутренних взаимовлияний – приходит в результате П. Николенко.
Творчество Л. Берлина очень естественно вписано в живописный и скульптурный контекст того времени, когда он работал, времени советского. «Перетекание» экспозиции из уличного пространства во внутренние помещения особняка не вызывает ни внешних, ни внутренних диссонансов. Скульптура и живопись «не мешают» друг другу. Призрачный свет, «окрашивающий» работы в зыбкие пространственные ощущения, создает настроение той эпохи, которая когда-то была нами самими, которая ушла в небытие и которая с каждым десятилетием всё более становится ускользающим мифом…
Ирина Седова.
Искусствовед, научный сотрудник
Государственной Третьяковской галереи.
«Мифозрение» Interview : Vladimir ANSELM